Начинайте постепенно описывать бизнес-процессы. Это поможет понять Вам ответственных за каждый процесс и присвоить в системе определенную роль каждому сотруднику.
Отдельным пунктом выпишите требования к карточкам, например, к карточке «Клиента» (в каждой системе модули и карточки называются по-разному). Это поможет Вам удалить ненужную информацию и добавить те поля, которые необходимы Вам.
Выпишите списком все виды отчетов для Генерального, РОПа, Коммерческого и рядовых менеджеров (особенно в достижении KPI).
Скорее всего, для комплексной автоматизации Вы захотите сделать, как минимум интеграцию с IP-телефонией и web-сайтом – пропишите словами процесс.
Примечание: рекомендую при интеграции с IP телефонией не выдумывать ничего лишнего и останавливаться на следующем процессе: Входящий звонок ➜ Автоматическая переадресация на менеджера ➜ Всплытие карточки и сохранение телефона абонента в специальное поле ➜ Прикрепление записи разговора к карточке клиента с возможностью прослушивания. Если клиент новый, то использовать поочередное распределение между менеджерами.
4. Про собственников и Генерального
Впрочем, не только про них, но и про других директоров и руководителей в Вашей компании.
Мне кажется, что самый популярный процесс у руководящего состава копании – это попытка, что-то кому-то делегировать (“попытка” – ключевое слово). Об это говорят все, кому не лень. А руководители это впитывают, не задумываясь о последствиях. Никто не против передачи части полномочий сотрудникам, но это должно делаться с умом, оставляя за собой возможность четкого контроля. Особенно это касается небольших компаний.
Итак, руководство компании, вплоть до собственников должно быть в той или иной мере вовлечено в процесс внедрения, если Вы не хотите растянуть его на несколько лет постоянными доработками и корректировками. Все прекрасно понимают, что много дел и «спускаться» из своего кабинета на совещания, посвященные сбору требований, согласованию бизнес-процессов не хочется, но надо! В обязательном порядке требования Генерального, коммерческого и собственника должны быть отражены в документе, чтобы при сдаче работ и при старте эксплуатации директор не сидел с большими глазами и не искал в системе “тот самый отчет, как у него в Экселе”.
Пример: некоторое время назад наша компания автоматизировала процессы достаточно известной ритейловой компании. Проект сулил быть сложным и очень долгим, т.к. магазинов по стране было много, существующая ИТ инфраструктура оставляла желать лучшего, планировалось делать колоссальное количество интеграций. Для ускорения процесса было решено, как можно быстрее запустить пилот и запустить CRM в московских магазинах. Со стороны Заказчика была сформирована рабочая группа и распланировано несколько совещаний на неделю для сбора требований. И в день первого совещания, подходя к бизнес-центру, наши консультанты увидели красиво заезжающий кортеж из 3 премиальных иномарок на подземную парковку. Да, да, это был он. Как рассказал собственник этой ритейловой сети, сидя в переговорной на первом совещании, что он специально прилетел из командировки, чтобы посетить первую встречу и познакомиться с исполнителями.
5. Правильная мотивация VS Саботаж.
Или, как правильно позиционировать CRM решение для сотрудников. Эта задача касается не только руководства компании Заказчика, но и Исполнителя. Постараюсь кратко донести основную суть: любой процесс внедрения – это боль для всех. Работа плохих менеджеров становится у всех на виду, директора не хотят, чтобы их учили правильно работать и тратить много времени на изучение чего-то нового. К сожалению, для нашей страны все эти проблемы абсолютно нормальное явление и с этим можно справиться.
А) Руководители продаж, коммерческий директор должны быть в курсе, что правильно настроенная CRM система упростит их контроль за менеджерами. Еженедельные/месячные отчеты формируются в системе автоматически и автоматически высылаются Генеральному. Количество рутинных операций уменьшается в разы, например, если менеджер вовремя не выслал КП клиенту, то об этом точно узнает РОП. Следовательно: у руководства остается больше времени на созидание, а не на рутинный контроль.
Б) Менеджеры могут игнорировать и саботировать не только работу в самой системе, но и на этапе сбора требований, предвкушая опасность рядом с собой. На самом деле, на 80% такая ситуация означает, что до менеджеров не были донесены их прямые выгоды от внедрения.
Запомните: настроенная система для менеджера = больше звонков в день = больше выставленных счетов и договоров = больше заработанных денег для компании = большой бонус.
В) Собственники и Генеральный должны четко понимать, что правильно внедренная CRM позволит им решить три глобальные задачи:
– Увеличит лояльность клиентов (пример: звонок в поддержку сервисной компании, когда к Вам обращаются по имени и отчеству, хотя Вы звоните первый раз)
– Сократит издержки (пример: в строительной компании, чтобы передать кипу документации из отдела продаж в производство не нужно ничего печатать и бежать в соседнее здание. Достаточно нажать одну кнопку)
– Увеличение прибыли
Примечание: для того, чтобы минимизировать проблемы при эксплуатации CRM системы, безусловно, в первую очередь руководители должны активно участвовать и демонстрировать заинтересованность в этом проекте. Несколько личных рекомендаций для руководителей: